В связи с такой интерпретацией архитектуры Покровского собора приобретает особое значение его главный карниз: им обозначена граница между массивной и более пространственной, земной и небесной, человеческой и космической частями Покровского собора.
Наружные формы Покровского собора проникнуты космическим началом. На этом широком фоне человеку, как он вырисовывается на основе архитектурной композиции, отведено скромное место. В этом отношении Покровский собор очень напоминает деревянные церкви русского Севера, в которых черты народного творчества выражены так ярко.
В композиции наружных форм Покровского собора, главным образом его верхних частей, проявила свою изобретательность богатая свободная фантазия зодчих. Это особенно глубоко роднит его с русскими деревянными церквами. Архитектура Покровского собора пронизана эпическим, сказочным, коллективно творческим элементом.
В наружной структуре больших приделов можно отчетливо проследить тенденцию в сторону создания фантастических образов, под влиянием которой переработано рациональное трехчастное архитектурное расчленение.