Построенный во времена правления князя Всеволода Большое Гнездо Дмитриевский собор был призван олицетворять великий подъем Владимиро-Суздальского княжества. К сожалению, исторически невозможно установить точную дату постройки собора. Считается, что он был возведен как дворцовая церковь великого князя Всеволода Большое Гнездо между 1194 и 1197 годами исключительно русскими мастерами, который украсили стены собора дивной резьбой. В 1237 году храм был разграблен татарами, разделив тем самым судьбу самого города Владимира. В 1837 году урон собору нанесли уже не татары, а «знатоки русского стиля», которые по указу Николая I провели реставрацию, в результате которой храм стал разрушаться и практически полностью утратил первоначальный вид.
Вернуть Дмитриевскому собору исторический облик удалось только последующим реставраторам. Этот храм по истине считается одной из выдающихся построек, настолько он гармоничен, благороден по форме и имеет идеальные пропорции. Все достижения русских мастеров в технике гравировки, эмали, скани и деревянной резьбы были воплощены в убранстве Дмитриевского собора. Из-за обилия белокаменных изразцов на стенах храма его стали называть «каменной поэмой».
Русским зодчим удалось остановиться на самой предельно точке, за которой гармония превращается в вычурность. Владимирских резчиковназываютавторами белокаменной резьбы, хотя в мотивах орнаментов явно улавливается европейское влияние. 566 резных фрагментов на фасаде храма создают причудливую картину мира с христианскими образами, народной мифологией и сюжетами средневековой литературы, которая стала предметом не только восхищения, но и пристального изучения. Три яруса фасада в разной степени наполнены элементами убранства: нижний практически вовсе лишен украшательства, на среднем размещен колончатый аркатурный пояс с фигурами русских святых и уникальным орнаментом, наполненным причудливыми растениями и животными, верхний – сплошь украшен резьбой, которая переходит и на барабан купола. Ажурный крест из прорезной золоченой меди установлен на пологом золоченом куполе в виде богатырского шлема. На южном фасаде расположена композиция весьма популярного сюжета из византийской повести «Александрия».
На северном – монументальный рельеф князя Всеволода с новорожденным младенцем в окружении остальных своих наследников, а всего их было у князя 12 человек, за что он и получил прозвище Большое Гнездо. Центральной фигурой является царь Давид, он расположен на каждом из трех фасадов. Внутри собор практически лишен убранства. Остатки фресок, созданных греческими мастерами, были сколоты в 1843 году, когда собор был расписан масляными красками. А в 1918 году случилось настоящее чудо — под сводами хора были найдены остатки фрески 12 века.