Главная // Россия // Наружные массы собора

Наружные массы собора

Наружные массы Покровского собора строились в сложном ритме, обусловленном сосуществованием двух полярных принципов: фронтальной симметрии и свободного асимметрического равновесия. Этим достигалась внутренняя композиционная увязка башен Покровского собора, с одной стороны, с жилыми кварталами (живописная асимметрия), с другой — со стенами и башнями Кремля (строгая фронтальная симметрия западной лицевой стороны, обращенной к Кремлю).

Колебание между этими двумя композиционными принципами, плавное перетекание от одного к другому, их глубокое взаимное переплетение, проникновение дополнительного мотива сдвигов и асимметрии в основную тему статической симметрии — все это составляет существеннейшую сторону архитектурной композиции Покровского собора.

Во внутреннем архитектурном построении здания переплетаются ведущие композиционные темы посада и Кремля. Так создается взаимная увязка двух главных частей города XVI века.

В Покровском соборе как бы взаимно друг друга проникают два потока, исходящие — один из посада, другой из Кремля. На месте их встречи высится группа башен Покровского собора. В расстановке его башен, живой, свежей, многогранной, сочетание симметрии и асимметрии, строгости и живописности, закона и отступлений от него, необходимости и свободы составляет одну из самых существенных и привлекательных особенностей гениального произведения Бармы и Посника.

Почитать еще